Оглавление.

I.  Общие организационные вопросы.

Счетчики, подлежащие обязательной установке в многоквартирных домах.
Старые узлы учета в МКД, подлежащие замене.
Установка счетчиков в индивидуальных домовладениях.
Ответственность за игнорирование установки узлов учета.
Организации, осуществляющие установку счетчиков.
Стоимость счетчиков.

II.  Установка и эксплуатация поквартирных счетчиков.

Основные требования, предъявляемые к поквартирным узлам учета.
Порядок установки и приемки поквартирных счетчиков.
Поверка поквартирных счетчиков.
Снятие показаний с поквартирных узлов учета.

III. Общедомовые счетчики.

Установка.
Основные требования при приемке.
Эксплуатация.

I. Общие организационные вопросы

1. Узлы учета, подлежащие обязательной установке в многоквартирных домах

Счетчики в многоквартирых домах.Согласно принятому закону об энергосбережении1,
до 1 января 2012 года многоквартирные дома (МКД) должны быть оснащены следующим общедомовым оборудованием:

счетчиками на воду;
счетчиками на тепловую энергию;
счетчиками на электроэнергию.

Одновременно до 1 января 2012 года МКД должны быть обеспечены следующими поквартирными узлами учета:

счетчиками на воду (водомерами);
счетчиками на газ;
счетчиками на электроэнергию.

К многоквартирным домам-исключениям, в которых установка узлов учета не предусмотрена, относятся считанные единицы2.

При этом установка внутриквартирных счетчиков на тепловую энергию и горячую воду по-прежнему остается делом добровольным.
2.  Старые счетчики в МКД, подлежащие замене

Старые счетчики электроэнергии подлежат замене.Сегодня в квартирах ряда собственников жилья стоит старое оборудование, исчерпавшее срок своей службы и не соответствующее существующим требованиям.
В результате во многих МКД поквартирные счетчики дают ошибочные показания. При этом установленные намного позднее общедомовые узлы учета на все тот же ресурс фиксируют объективные расходы потребителей, в результате при начислении оплаты возникает путаница.

Подобное устаревшее оборудование также подлежит замене. В качестве наиболее распространенного примера можно привести старые счетчики на электроэнергию, выпущенные в 70–80-е годы прошлого века. Они в принципе не рассчитаны на эксплуатацию в современных условиях (с учетом появившихся у собственников сплит-систем, микроволновых печей и других энергоемких приборов).
3. Счетчики в индивидуальных домовладениях

К 1 января 2013 года в индивидуальных домовладениях (включая дома садоводческих товариществ) должны быть установлены узлы учета на воду, газ, электрическую и тепловую энергию.
4. Ответственность за отказ в установке узлов учета

Отказ в установке счетчика наказуем.Если поквартирные счетчики к обозначенным срокам не установлены, собственники жилья будут обязаны обеспечить допуск представителей ресурсоснабжающих организаций для выполнения этой процедуры и оплатить расходы.
В противном случае оборудование установят принудительно в судебном порядке. Предполагается, что на эти процедуры потребуется еще один год.

Отказ от установки общедовомового узла учета в МКД влечет наложение штрафа на организацию (ТСЖ или управляющую компанию), предоставляющую жильцам услугу по содержанию и ремонту жилья, в размере от пяти
до 30 тысяч рублей.
5. Организации, осуществляющие установку узлов учета

Согласно законодательству, установку счетчиков в строящихся многоквартирных домах должен осуществлять застройщик за счет собственных средств, без наличия этого оборудования объект не примут в эксплуатацию.

Во вторичном жилье счетчики устанавливаются преимущественно за счет средств его собственников (при этом в различные годы в некоторых городах и регионах собственникам удавалось «войти» в местные бюджетные программы, бесплатно обеспечив себя оборудованием).

Устанавливать счетчики могут следующие организации:

▪ Ресурсоснабжающие предприятия. Последние обязаны предоставлять собственникам жилья услугу по установке, замене и эксплуатации узлов учета. Одновременно они должны дать возможность всем желающим воспользоваться 5-летней рассрочкой по оплате за монтаж счетчиков. При этом сумма начисляемых годовых процентов за предоставленную в кредит услугу предприятием-монополистом не может превышать ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ.

▪ Управляющие компании.

▪ Другие коммерческие организации, которые, желательно, должны иметь лицензию на производство данного вида работ (в противном случае оборудование могут забраковать). Эти фирмы также могут предоставлять услугу в кредит — в отличие от монополистов, на договорной основе.
6. Стоимость счетчиков

Разброс цен на счетчики довольно велик.Сегодня на рынке Ростова и Ростовской области работают десятки лицензированных организаций, осуществляющих установку общедомовых и поквартирных счетчиков. Ассортимент и стоимость оборудования разнообразны. Так, за поквартирные водомеры в столице ЮФО просят от 600 рублей
(на рынках) до 3,5 тысячи — в городском Водоканале.

По предварительным подсчетам, погашение пятилетнего кредита на установку необходимых узлов учета обойдется среднестатистической донской семье в 100–150 рублей в месяц — при условии дальнейшего экономного отношения к энергоресурсам. Впрочем, озвученные показатели весьма условны.

В ходе реализации закона об энергосбережении в Ростовской области предстоит установить более 48 тысяч общедомовых узлов учета и около 126 тысяч — индивидуальных. Общая стоимость работ оценивается в районе 3 миллиардов рублей. В настоящее время планируется внедрить систему бесплатной установки счетчиков для малоимущих.

II. Установка и эксплуатация поквартирных узлов учета
1. Основные требования, предъявляемые к принимаемым поквартирным счетчикам3:

наличие приобретенного оборудования в «Государственном реестре средств измерения РФ»;
наличие у счетчика сертификата соответствия («знака РСТ»);
наличие клейма государственной поверки.

Эти характеристики должны быть отражены в техническом паспорте. В противном случае счетчик не примут в эксплуатацию.
2. Порядок установки и приемки поквартирных счетчиков

Установка квартирных узлов учета.Как правило, поквартирные узлы учета устанавливаются на вводах в жилье собственников, после запорной арматуры. В иных случаях необходимо согласование с энергоснабжающей организацией.

При монтаже счетчика целесообразно учесть следующие факторы:

узел учета должен легко сниматься, обеспечивая поступление воды в квартиру. Это облегчит жизнь через несколько лет, когда его предстоит снять для прохождения поверки;
при монтаже водомера стоит установить перед ним (после запорной арматуры) фильтр грубой очистки воды. Это продлит срок службы оборудования.

Приемка поквартирного счетчика в эксплуатацию осуществляется представителями управляющей компании или ТСЖ (за дополнительную оплату). Если жильцы выбрали форму непосредственного управления многоквартирным домом, процедуру проводит ресурсоснабжающая организация. По ее завершении составляется акт в двух экземплярах, один из них передается собственнику.
2. Поверка поквартирных счетчиков

Осуществляется с периодичностью, указанной в паспорте завода-изготовителя. Работы производит организация, имеющая соответствующую лицензию (обычно — ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации»).

Срок первой поверки исчисляется с даты изготовления, а не продажи или установки оборудования. В этот период оплата за энергоресурсы осуществляется по нормативам потребления коммунальных услуг.
2. Снятие показаний с поквартирных узлов учета

Снятие показаний со счетчиков.Осуществляется самим собственником жилья в первый день нового месяца. Для очередного определения объема использованного ресурса потребителю необходимо вычесть из текущих данных показания оборудования месячной давности.


Единицами измерения потребляемых энергоресурсов для различных поквартирных счетчиков служат:

для узлов учета электроэнергии – киловатты;
газа, горячей и холодной воды – кубометры;
тепловой энергии – гигакалории.

III. Общедомовые узлы учета
1. Установка

Общедомовой счетчик.Производится специализированной организацией на основании заключенного договора между оной и исполнителем коммунальных услуг или собственниками жилья — в зависимости от выбранной формы управления МКД.

Оборудование монтируется на границах ответственности, существующих между собственниками (или управляющей компанией/ ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией. Аналогичное правило действует и при установке счетчиков в индивидуальном доме.
2. Основные требования при приемке:

наличие технического паспорта на прибор;
наличие проекта на установку узла учета;
наличие акта о выполнении монтажа оборудования;
наличие договора со специализированной организацией на установку, обслуживание и ремонт узла учета с приложением соответствующей лицензии на право выполнения данных работ.

3. Эксплуатация

Осуществляется специализированной организацией, но при этом ответственность за сохранность общедомового счетчика лежит на управляющей компании/ТСЖ или собственнике (собственниках) жилья. Исполнитель коммунальных услуг ежегодно обязан проверять наличие и сохранность контрольных пломб на оборудовании с составлением соответствующего акта.
IV. Распространенные мифы о счетчиках

Со счётчиками не все так просто.1. Счетчики являются энергосберегающим оборудованием и помогают экономить энергоресурсы. На самом деле приборы, осуществляющие исключительно расчет потребляемых домом объемов тепловой или электрической энергии, не могут экономить средства собственников.

Наоборот, на плечи последних дополнительным грузом неминуемо ложатся расходы по приобретению и эксплуатации счетчика. Другое дело, после установки этого «градусника», измеряющего температуру «больного», у собственников появляется смысл бережно относиться к энергоресурсам.

2. Счетчик позволяет не платить за потери ресурсоснабжающих предприятий, которые закладываются в нормативы потребления коммунальных услуг. Между тем при формировании тарифов на коммунальные услуги потери в качестве одной из составляющих неизбежно закладываются в себестоимость ресурса. Иными словами, потребитель, оплачивающий 1000 литров израсходованной холодной/горячей воды, неизбежно вынужден компенсировать еще 200 литров (пропорция условная) Н2О, вытекшей из коммуникаций предприятия.

Причем пресловутые 200 литров неизбежно закладываются в тариф, установленный
на 1000 литров. Впрочем, покупая ту же крупу для приготовления каши, мы также неминуемо компенсируем ее производственные и транспортные потери. Весь вопрос в пропорциях между реально донесенным до потребителя продуктом и потерянным.
Одна из популярных легенд.

Одна из популярных легенд.

3. Установка поквартирного счетчика при существующем общедомовом узле учета позволит не платить за внутридомовые потери управляющей компании, перерасход (и/или разворовывание) ресурса, допускаемый соседями. Все обстоит
с точностью до наоборот: оснастив узлом учета свою квартиру, окажешься вынужденным оплачивать внутридомовые потери, а живущий без счетчика сосед будет платить по нормативу, формируемому по принципу «уравниловки»4.

4. 100-процентная установка счетчиков вынудит коммунальные предприятия сокращать потери энергоресурсов. Эта версия, выдвигаемая некоторыми чиновниками ЖКХ, также весьма и весьма сомнительна. Тариф для монополистов не устанавливается по чьему-либо велению, а формируется исходя из затратной составляющей и существующей конъюнктуры. Таким образом, если после поголовной установки счетчиков будет доказано,
что нормативы потребления завышены, для коммунальных предприятий пропорционально возрастет затратная составляющая.

Эти расходы, скорее всего, также официально возложат на плечи потребителей, поскольку государство отказывается дотировать предприятия коммунального комплекса и у самих монополистов нет ни стимула, ни особых возможностей сокращать потери энергоресурсов.
Ну а обанкротить и продать предприятия поставщиков «с молотка» — с последующим перепрофилированием их в табачные ларьки — невозможно. Иными словами, одно массовое внедрение счетчиков вряд ли принесет какие-либо принципиальные позитивные перемены.
Источники:

Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
См. там же, ч. 5 ст. 11.
С. А. Атаманенко, С. Л. Горобец, Т. И. Федирко «Настольная книга потребителя жилищно-коммунальных услуг».
Пока что —  в соответствии с постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».